Русские автобусы
На сегодняшний день ЛиАЗ готов выпускать троллейбусы трёх моделей: 5280 с высоким полом (на базе привычного автобуса ЛиАЗ-5256), низкопольную 52802 и полунизкопольную 52803 (спереди пол низкий, а сзади приподнят).
Соответственно, различается и комплектация: например, на всех машинах стоят ведущие мосты Raba, но у низкопольной модели он портальный. Рулевое управление высокопольных машин — отечественное, полу- и низкопольных — венгерское, Czepel.
Даже рабочее место водителей сильно различается! Если на ЛиАЗе-5280 стоит простецкая баранка с камазовской «гитарой» (так водители зовут блок управления светом), незатейливые сиденье и щиток приборов, то у дорогих моделей — турецкое кресло Pilot (а по заказу и немецкое Grammer), руль от Мерседеса (да ещё снабжённый пневморегулировкой) и модный щиток с электронным дисплеем.
А чем троллейбусные кузова ЛиАЗ отличаются от автобусных? Делают их на одном конвейере, обрабатывают в одних катафорезных ваннах, красят в одной камере…
Но различия есть, правда, не видные глазу. Главное — усиленная крыша: чтобы выдержать вес электроаппаратуры (в общей сложности не меньше 350 кг), вдоль крыши, между ней и внутренней обшивкой, приваривают широкие стальные полосы с отверстиями, а поперёк — трубчатые рёбра. В остальном же — полная унификация!
Правда, «автобусная» родословная — не всегда плюс: кузов ЛиАЗа-5280 явно более тесный, нежели у ЗИУ. И здоровенный моторный тоннель в корме явно лишний (ведь электродвигатель намного компактнее дизеля со всеми его системами и коробкой передач!) Но кто станет переделывать конструкцию ради нескольких сотен троллейбусов в год?!
Да и ступеньки прямо в салоне полунизкопольного троллейбуса — решение весьма сомнительное. Такой салон ещё подойдёт для автобуса-экспресса, но для троллейбуса, где на каждой остановке входят-выходят пенсионеры, — вряд ли…