Кризис закончился
Российский лизинговый рынок восстанавливается после кризиса.
Значительный рост масштабов деятельности лизингодателей в первом полугодии 2010 года был обусловлен стабилизацией в экономике и существенным снижением процентных ставок, также на темпы прироста суммы новых сделок повлиял эффект низкой базы. Позитивное влияние на работу лизингодателей оказал ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые стали активно искать надежные объекты для размещения кредитов.
Объем нового бизнеса по итогам первого полугодия 2009 года составил 255,5 млрд руб., темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Суммарный портфель лизинговых компаний на 01.07.2010 увеличился до 1037 млрд руб.
Представители лизинговых компаний отмечают существенный рост спроса на свои услуги, более адекватную оценку собственных возможностей со стороны потенциальных клиентов. В отличие от предыдущих лет менее заметным стало снижение деловой активности в летний период.
Проблема просроченной задолженности, по мнению большинства лизингодателей, потеряла прежнюю остроту. «Ситуация с проблемными активами постепенно нормализуется, большая часть из них выявлена, по ним ведется планомерная работа по изъятию и дальнейшей продаже. Вместе с тем важно отметить, что лизинговые компании сейчас гораздо более аккуратно подходят к оценке рисков и предоставляют финансирование лишь наиболее качественным заемщикам», — говорит Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб».
Доля просроченной задолженности на 1 июля 2010 года составила 3,5% от суммы лизингового портфеля (по данным, предоставленным 73 компаниями). Несмотря на то что у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, рынок уже находится на стадии роста.
Лидеры рынка
Крупнейшими участниками рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2010 года стали дочерние компании наибольших финансовых институтов страны — «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно эти три компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Первое место по объему контрактов (30,07 млрд руб.) заняла компания «ВТБ-Лизинг».
Наибольший объем сделок в первом полугодии 2010 года по сегментам оборудования пришелся на железнодорожную технику – 37,14%. «Железнодорожная техника сегодня широко востребована на рынке лизинга, от клиентов поступает большое количество запросов на приобретение вагонов в лизинг, в том числе в оперативный. В частности, пользуются спросом нефтебензиновые цистерны, полувагоны различных моделей, вагоны для перевозок сыпучих грузов, крытые вагоны», — отмечает генеральный директор «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев. Одной из причин увеличения доли железнодорожного сегмента (примерно на 5 п.п.) стало также влияние проведенных компанией «Альфа-Лизинг» сделок по передаче изъятой техники новым лизингополучателям.
В число крупнейших сегментов также вошли грузовой и легковой автотранспорт и авиатехника. Несмотря на высокие темпы прироста сегментов автотехники (грузовой — 179,9%, легковой — 53,4%), их совокупная доля составила лишь 15,9%, в то время как до кризиса (в 2007 году) она достигала 19,3%.
Оперативный лизинг: фокус на двух столицах
В структуре нового бизнеса в первом полугодии 2010 года около 9% составили сделки оперативного лизинга. По оценкам «Эксперт РА», это чуть больше, чем в начале кризиса. В 2008 году доля оперативного лизинга составляла 5—8% (40—60 млрд руб.). Среди контрактов оперативного лизинга по видам оборудования 97% приходится на железнодорожную технику, авиатранспорт и легковые автомобили.
Спецификой предметов лизинга объясняется и географическое распределение сделок: во-первых, наибольшее количество автомобилей сконцентрировано в крупных городах, во-вторых, подвижной состав и самолеты, хотя и перемещаются постоянно по территории России и за ее пределами, учитываются по месту регистрации лизингополучателей, головные офисы которых зачастую расположены в Москве. В результате этого более 90% сделок оперативного лизинга приходятся на Москву, Центральный федеральный округ и Санкт-Петербург.
Риск лишения преимуществ
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме и часто принимаемые правовые акты не улучшают, а ухудшают условия лизинговой деятельности.
К примеру, наряду с усилиями государства по стимулированию спроса на автотранспорт в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества первой-третьей амортизационных групп (куда, в частности, входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 л). Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий — от сокращения спроса на лизинг имущества первой-третьей амортизационных групп до снижения маржи лизинговых компаний и формирования налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.
В конце мая 2010 года Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации уже по всем группам имущества.
Появление подобной инициативы может быть обусловлено желанием Минфина и ФНС увеличить поступление налогов. Кроме того, это может быть стремление представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Согласно данному принципу, договора лизинга не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении.
Возможно, такая позиция и верна с академической точки зрения. Однако представляется, что на фоне потребности экономики в масштабных инвестициях в модернизацию производства и значительного сокращения в кризис лизингового рынка вопрос отмены повышающих коэффициентов к норме амортизации в нашей стране поднимать преждевременно.
Уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3% (по данным Росстата), при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн руб. на конец 2008 года) немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн руб. Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка для обновления этих фондов потребовалось бы девять лет.
Это значит, что лишать лизинг ускоренной амортизации пока рано. В случае же отмены повышающих коэффициентов необходимо предусмотреть для субъектов экономики равноценные заменяющие стимулы для инвестиций в модернизацию. При этом оценить эффективность введенных с 2009 года амортизационных премий и степень их позитивного влияния на инвестиции в основной капитал, на наш взгляд, пока невозможно вследствие небольшого периода их применения.
Важно также, чтобы законодательные инициативы, ухудшающие условия работы лизингового рынка, не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам регулирования лизинговой деятельности.
Побороли пессимизм
Быстрый рост суммы новых сделок на рынке лизинга в первом полугодии обусловил оптимистичные ожидания в отношении второго полугодия 2010 года. Среди участников рынка 60% компаний придерживаются оптимистичного прогноза (ожидают прирост рынка более 30%), 40% — пессимистичного (прирост менее 20%).
По оценке «Эксперт РА», при восстановлении докризисной сезонности темпы прироста нового бизнеса в 2010 году могут составить до 60%, а сумма новых сделок достигнет примерно 500 млрд руб. (если в третьем квартале будут заключены новые сделки на сумму, сопоставимую со средней суммой сделок за первый и второй кварталы, а также если контракты, заключенные в четвертом квартале, составят не менее 40% общегодовой суммы нового бизнеса).